Rambler's Top100 Service
О журналеПоискАвтопилоТЧто? Где? Почем?Форум
Издательский дом ''Коммерсантъ''


Автоответчик



С удивлением узнал, что в Швеции правостороннее движение введено сравнительно недавно, в шестидесятые годы прошлого века. Как был организован переход? И что шведы сделали со ставшими сразу неудобными праворульными машинами?
Ришат Завенягин, Магнитогорск

Швеция стала последней страной в континентальной Европе, где движение оставалось левосторонним. В 1955 году был проведен референдум, в ходе которого за присоединение к общепринятому "правому порядку" высказалось всего лишь 17 процентов проголосовавших. Тем не менее в 1963 году правительство приняло решение изменить правила. Переход был произведен в воскресенье, 3 сентября 1967 года, и все водители с того дня были обязаны ездить по правой стороне дороги. Дело упрощалось тем, что большинство легковых автомобилей и грузовиков имели руль слева. Во-первых, потому, что основным рынком для Volvo, Saab и Scania были зарубежные страны, да и в самой Швеции было много импортных машин с левым рулем. Во-вторых, считалось, что на узких шведских дорогах водителю важнее следить за обочиной или тротуаром. Серьезной проблемой были автобусы: руль в них располагался справа, а двери -- слева. С 1963 года, когда парламент одобрил решение о переходе, Scania и Volvo выпустили четыре тысячи автобусов "переходных" моделей, у которых двери были с обеих сторон. Так что к "Dagen H" ("День H" -- от Hogertrafik, "правостороннее движение") оставалось только изменить разметку и переставить знаки и светофоры.
Аналогичную операцию в 1968 году провела Исландия. В Италии до середины 20-х годов прошлого века в разных регионах действовали противоположные правила: Рим и Неаполь были "правосторонними", а Милан и Турин сохраняли приверженность левой стороне. Lancia выпускала только праворульные машины (и легковые, и грузовые) до середины 60-х годов. Опять же считалось, что водителю важнее видеть обочину.
Австрия была переведена на правую сторону после того, как ее принудительно присоединила к себе нацистская Германия в 1938 году.
Правое расположение руля в странах с правосторонним движением иногда можно встретить на развозных и почтовых фургонах, водитель которых выполняет функции экспедитора или курьера: останавливаются такие машины едва ли не чаще, чем кого-то обгоняют. Во времена СССР часть праворульных модификации "Москвичей" выпускалась не для экспорта, а для использования внутри страны -- преимущественно как почтовых машин, собиравших корреспонденцию из уличных ящиков.

В автомобилях Saab ключ зажигания находится не на привычном месте, возле руля, а рядом с рычагом коробки передач. Это же неудобно?!
Андрей Загозкин, Екатеринбург
Инженеры утверждают, что сделано это из соображений безопасности. Конструкторы SAAB (в 60-е годы эту марку еще писали как аббревиатуру) проанализировали результаты реальных аварий и краш-тестов и выяснили, что многие люди, особенно с длинными ногами, получают довольно серьезные травмы коленей о торчащий из панели приборов ключ. Традиция была нарушена на модели 9000, разработанной в сотрудничестве с FIAT, но восстановлена на ее преемнике -- 9-5.
Расположение замка на тоннеле не представляет такой угрозы. Что же касается удобства, то это вопрос привычки. На новой "восьмерке" Audi ключ расположен рядом с рулем, а кнопка запуска двигателя -- рядом с рычагом АКПП. Значит, эта схема считается удобной не только в Швеции.

Был недавно в Германии, там информацию о пробках передают по специальному каналу радио, и все могут ее слышать. Скажите, у нас ведется разработка таких систем?
Максим Федорчук, Калининград
В Германии предупреждения о пробках могут слышать не все, а только те, чьи автомагнитолы оборудованы специальным режимом приема. В большинстве случаев он активируется нажатием на кнопку TA (Traffic Announcements). Кстати, такая система есть и в Москве. Работает она следующим образом. В тот момент, когда на какой-то волне начинают передавать блок дорожной информации, радиоприемники автоматически на нее настраиваются, а по окончании сообщения "возвращают" вас обратно к станции, которую вы до этого слушали, или к компакт-диску.
Кстати, сейчас в Германии ведущие автопроизводители обсуждают вопрос усовершенствования системы предупреждения о дорожных проблемах. Они справедливо считают, что водитель должен получать только ту информацию, которая имеет отношение к его местонахождению на дороге -- к конкретному району или автобану. На каких технических принципах будет базироваться эта система, пока не решено.

Насколько я понимаю, амортизатор при ходе сжатия должен обеспечивать минимальное сопротивление, чтобы не делать подвеску более "дубовой". Почему же тогда на спортивные автомобили или при тюнинге ставят более жесткие амортизаторы?
Игорь Сипенко, вопрос получен по электронной почте
Совершенно верно. Большую часть энергии при ходе сжатия подвески поглощает пружина или другой упругий элемент (торсион, например).
Когда пружина сжимается, амортизатор ей "не мешает" дополнительным сопротивлением, а когда она распрямляется, забирает у нее "излишки" энергии, иначе неизбежно возникнет раскачка, Ведь именно по раскачке кузова машины определяют состояние амортизаторов "на глаз".
Сопротивление пружины в ходе сжатия можно было бы еще уменьшить, но есть технические пределы: жидкость не может перетекать из полости в полость абсолютно свободно. Да и эта мягкость была бы излишней. Колесо перемещается относительно кузова и при переезде неровностей, и при кренах автомобиля в поворотах. Чем такие крены меньше, тем лучше машина сохраняет заданную траекторию. Сопротивление пружины зависит в основном от хода, у амортизатора же -- от скорости движения штока: чем быстрее на него воздействуют, тем сильнее он "упирается". То есть при коротких, но быстрых колебаниях кузова или колеса в первую очередь работают амортизаторы. А при поворотах на высокой скорости важна реакция автомобиля именно при быстрых изменениях траектории.
Более "жесткие" амортизаторы обеспечивают лучшее поведение автомобиля и более эффективны при длительном движении по плохой дороге.

ВЫ МОЖЕТЕ ЗАДАТЬ НАМ ВОПРОСЫ ПО ТЕЛ. (095) 797-6989, ФАКС (095) 797-6985, E-MAIL: AUTOPILOT@AUTOPILOT.RU
На главную страницу номера
© 2000-2018 ЗАО "Коммерсантъ. "Издательский Дом"" , all rights reserved.
Все права на материалы, размещенные на сайте kommersant.ru, охраняются в соответствии с законодательством РФ, в том числе, об авторском праве и смежных правах.
Правовая информация.       E-mail: autopilot@autopilot.ru      Как разместить рекламу
Rambler
Рейтинг@Mail.ru